четверг, 8 сентября 2011 г.

Урал-Крым-Одесса

Неоспоримый плюс путешествий на автомобиле - это относительная свобода направления и ощущение преодолеваемого пространства, которых нет ни в самолётах, ни в горизонтальных лифтах РЖД. Минусы, конечно, тоже есть, и довольно существенные, в основном связанные с низким уровнем дорожной инфраструктуры в России и сопредельных странах и кошмарной культурой поведения на дорогах.

Ну ладно, ближе к делу. Фотографировал я в дороге преступно мало, зафиксировал процентов 30 всего интересного, что видел, и то в основном по дороге туда (по дороге обратно, после Одессы, было уже всё лень и ничего не впечатляло, фотик доставал только в самых крайних случаях). Часть фотографий сделана на скорости и через стекло, так что не обессудьте - если бы мы останавливались у каждого достойного съёмки объекта, то ехали бы до сих пор. Но всё к лучшему, пост и так получился длинный, как сама дорога.




2. Первые десятки километров пришлось продираться через густой утренний туман, сокрывший живописные пейзажи вдоль Московского тракта.


3. Редеть туман начал только к Михайловску. Михайловск, благодаря ландшафту никогда не находится на уровне глаз - он то где-то над головой, то где-то под ногами. Окружён этот городок вот такими скалами:


4. За Михайловском начинают попадаться нанизанные на минареты башкирские деревни, своей аккуратностью и оживлённостью контрастирующие с русскими. Дальше Арти - производящий приятное впечатление райцентр, в котором магазины носят названия типа "Не горюй!" и "Заходи!", а единственный завод, основанный Строгановыми, как и двести лет назад занимается производством кос. Арти окружены россыпью марийских деревень, в которых жители остаются верны религии предков и молятся в специальных священных рощах.


5. После Артей типичный среднеуральский пейзаж исчезает - место хвойных лесов занимают кучерявые лиственные, появляется больше березняков и осинников, щедро разбавленных полотнами степи.


6. В придорожных деревнях резко возрастает количество всякой живности.


7. Дальше, в Башкирии, уже не найти ни одного луга, где бы не паслось какое-нибудь стадо.


8. Так сложилось, что я несколько раз был в Башкирии проездом, а до обстоятельной поездки дело всё как-то не доходит.


9. Башкирию люблю, хорошо там.


10. В Башкирию врезан "язык" Челябинской области, в котором находится город Сим, родина Курчатова. Дорога проходит по склону горы, прямо над городом. За Симским перевалом горная тропа, которая зовётся "федеральной трассой М-5", забивается дальнобойщиками, как камчатская речка нерестящимся лососем, и скорость продвижения катастрофически падает. Вообще, дальнобойные фуры - это главная беда российских дорог, и с каждым годом их на дорогах всё больше и больше. Говорят, дело в РЖД, установивших страшные цены на грузоперевозки по железной дороге.


11. Дальше снова Башкирия.
"-А что это за город, там на горе? - Это - Өфө!" (с)


12. Главная отличительная черта Башкирии - вдоль дорог тут торгуют уваренным сахаром, выдавая его за мёд с башкирских пасек.


13. Дорога от Уфы до Самары уныла, но зато широка и ровна. На всём пути таких хороших дорог только две - эта, участок трассы М-5 "Москва-Челябинск", и М-4 "Дон", в Воронежской и Ростовской областях.


14. Из Башкирии немного едем по Татарстану. Здесь качают нефть.


15. Ещё несколько десятков вёрст по Оренбургской области. На обратном пути мы чуть изменили путь, поехав по дороге через оренбуржский городок Бугуруслан. Я был уверен, что Оренбуржье - это что-то пыльное и дикое, а оказалось, очень похоже на Татарстан и Башкирию, если судить по Бугурусланскому району.


16. Самарская область встречает отвратительной (ха, это мы ещё через Саратов не проезжали) дорогой, никакой природой и тотальным отсутствием указателей на пути. Здесь и первая ночёвка - нам везёт, и за умеренную плату мы получаем даже душ в номере. Утром - курс на Тольятти и Жигулёвскую ГЭС, по которой пересечём Волгу.


17. Немного поплутав в Сызрани, попадаем в Саратовскую область. Как видите, дорога Хвалынск-Саратов-Балашов вполне сносная. Синее слева - Волга.


18. Но дело в том, что это, кажется, единственная дорога в Саратовской области. На обратном пути мы решили пересечь Волгу не в Тольятти, а в Саратове, и поехали через Саратовскую область другими путями, о чём вскоре пожалели. Вот это, например, хороший участок трассы, остальные похоже не изменялись со времён Грибоедова, когда он писал про "в глушь, в Саратов".


19. Сама по себе Саратовская область довольно мила, да и сам Саратов, когда я там был в 2004 году, произвёл на меня положительное впечатление.


20. Следующий регион на пути, Воронежская область, влюбляет в себя сразу. И дороги хорошие, и природа красивая, и люди дружелюбные, и деревни живые, в общем, на поверхностный взгляд - Россия, какой она и должна быть.


21. Обращает на себя внимание количество старых сельских церквей.


22.


23.


24. Замечательный городок Новохопёрск, с красивой провинциальной застройкой улиц, гористым ландшафтом, и неестественно отзывчивыми людьми - стоит остановить машину, как тут же кто-нибудь подойдёт и спросит, не помочь ли.


25. Недалеко от границы Воронежской и Ростовской областей заночевали, но тут не повезло. За ту же цену, что и в Самарской области, поселили в каком-то паучьем бараке с удобствами на весь барак. Остались, потому что не было сил было искать ночлег дальше. Утром выехали на трассу М-4 и попали в Ростовскую область. В Воронежскую больше не попадём - обратный путь мы проложили через Волгоградскую область, которую я тоже люблю, но в этот раз не фотографировал.


26. По всему пути, начиная от Самарской области, зреют подсолнухи. Такое чувство, что весь Юг и Поволжье засеяны только подсолнечником. Снабжение гопников сэмками идёт бесперебойно. На Украине тоже много подсолнечника, но его процент среди других культур там не так высок.



26. Пограничный переход между Россией и Украиной находится в районе городка Миллерово. Городок как городок, ничего особенного.


Итак, чтобы попасть на территорию Украины, нужно поучастовать в водевиле "Русско-украинская граница" (настоящей границей это не назвать). Какие-то задроченные люди в мятой форме, похожие на охранников в галантерейном магазине, изображают русских и украинских пограничников, а мы, стало быть, играем роль пересекающих границу. И на пути туда, и на пути обратно, переход границы занимал где-то полтора часа - сами процедуры проходятся быстро, но часто происходят какие-то заминки, задерживающие очередь.

На русском пункте сверят лицо с картинкой в паспорте и пропустят, а на украинском дадут заполнять бумажку. В бумажке нужно заполнить адрес прибытия, если не знаете точно, куда едете - обратитесь к украинскому погранцу, он вам скажет, чтобы писали любой адрес, какой придёт в голову. Мы написали адрес отцовского знакомого из Севастополя. Погранец оторвёт половину бумажки (вторую половину надо будет предъявить при выезде), заглянет в багажник и пропустит дальше. В принципе, что с российской стороны, что с украинской, всё проходит расторопно и вежливо.

А когда на обратном пути мы переходили границу через другой пункт, в районе Таганрога, украинский пограничник без тени смущения предлагал всем за взятку пропустить через границу без очереди (сейчас жалею, надо было для интереса узнать тариф), и многие, в основном с ростовскими номерами, этим пользовались. Правда, они опять вставали в очередь на российской границе, где в открытую ничего не предлагают.

27. И вот, настал долгожданный момент - мы пересекли границу Украины. Пересекли - и... И ничего. Всё тоже, как и километром назад в Ростовской области. Такой вот парадокс - можно без границы въехать в Беларусь, где сразу чувствуешь, что попал в другую страну, а можно пройти госграницу с таможней (или пародию на них) и оказаться практически там же, где и был.


28. Потом, конечно, Украина даёт о себе знать, и не только флажком на номерах встречных машин или языком дорожных знаков. Сейчас это расписывать не буду, оставлю на следующий пост. А тем временем, мы подъезжаем к Луганску, где нужно пообедать и поменять валюту. По пути памятник какому-то витязю:


29. Луганск - такой простецкий город, примечателен несколькими выдающимися сталинками и красивой кассиршей Владиславой в "Макдональдсе". В целом напоминает свердловский Эльмаш.


30. А Донбасс очень крут. Это целая страна, полная впечатляющих индустриальных пейзажей, неожиданных советских артефактов и, как ни странно, очень приветливых людей (дожили, нормальные человеческие качество - приветливость и доброжелательность уже воспринимается как диковинка), которые охотно нам подсказывали дорогу и переживали, доедем ли мы. Однозначно, Донбасс достоин отдельного путешествия. Впереди столица этой страны - Донецк. Вот такие там фонари на подъезде к городу:


31. В Донецке любят свою футбольную команду, "Шахтёр", и её эмблему можно увидеть над каждым перекрёстком. Потом уже вспомнил, что хотел остановиться здесь и купить в свою коллекцию шарф "Шахтёра".


32. Посреди Донецка торчат терриконы. Это окраина, а в целом Донецк тоже похож на наш Эльмаш, но как если бы Эльмаш был центром Екатеринбурга. Огромный, зажиточный, просторный город.


33. Типичная дорога от Донецка на юг. Направление на Мариуполь.


34. В первый раз мы объехали Мариуполь стороной, а на обратном пути проехали через город. Вот такая там красота:


35. Я не иронизирую, говоря про красоту без кавычек. Заводы, от старого Сысертского до Азовстали, действительно одни из самых величественных и прекрасных человеческих творений. Другой вопрос, что их нужно вовремя модернизировать - воздух в Мариуполе тяжеловат даже для уральских лёгких. Памятник у проходной Азовстали:


36. Покидаем Донбасс. Запорожская область блеснула каймой Азовского моря и удивила каким-то особо бескрайним небом. В Херсонской области на каждом километре стоят упоминания о том, что область является экологически чистой. Что характерно, в Крыму, во "всесоюзной здравнице", таких упоминаний нет. В Крым мы уже въезжаем в сумерках, мимо Сиваша, "гнилого моря":


37. Последняя ночёвка в Джанкое, отличные номера в привокзальной гостинице за копейки. На первый взгляд Джанкой - это жопа, полная дискотек, трактиров и цыган (или это были крымские татары?), но утром Джанкой оказывается тихим и сонным городком.


38. Авария на дороге от Симферополя до Алушты застопорила движение на два часа.


39. По дороге из Севастополя к Перекопу можно увидеть какие-то заброшенные цеха. В этой части Крым уже не курортный, а сельскохозяйственный и промышленный.


40. Про свои впечатления от Крыма расскажу отдельно.


41. Путь на Одессу выводит нас из гор опять в степь. Степи Южной Украины полностью освоены - почва до того плодородна, что плодоносят чуть ли не телеграфные столбы. На полях трудятся люди и техника, вдоль дорог горы спелых помидоров, тыкв, арбузов, яблок... Очень редко можно увидеть нераспаханную степь. Вот как здесь, в северном Крыму:


42. В целом же, вся дорога от Мариуполя до Одессы через Херсон, выглядит вот так, ничего интересного.


По пути проехали широченный Днепр у Херсона, не менее широченный Южный Буг в Николаеве, и по Николаевской дороге через промышленную Пересыпь въехали в Одессу.

Дальше пойдут посты про Крым, Севастополь и Одессу. Про всё это сказано уже достаточно, поэтому особо растекаться не буду, сделаю упор на личных впечатлениях и кое-каких особенностях этих мест.

Комментариев нет:

Отправить комментарий