четверг, 22 сентября 2011 г.

Одесса, часть I

Был я там всего ничего, полтора дня, но впечатления не могу переварить до сих пор. Увидел я за эти полтора дня много, но далеко не всё, и этот рассказ будет, так сказать, рассказом-введением в Одессу. Вот приеду ещё, и изучу город поквартально :)




Этот год был богат на отчёты про Одессу в ЖЖ - только в моей небольшой френдленте несколько человек писали про неё (на некоторых я дам ссылки в тексте, чтобы дополнить свой рассказ). Кто-то скажет: "Баян! Заебли со своей Одессой!", но тот, кто с Одессой знаком лично, понимает - Одессы не бывает много.

До поездки, ко всем восторгам по отношению к Одессе я относился скептически.
Я не люблю затхлые дворы, не ценю одесский юмор, мне не нравятся писатели-одесситы (кроме Ильфа и Петрова, но они как-то с Одессой у меня не ассоциируются), к морю я равнодушен. Меня раздражает песня про шаланды, а мелодию "Ах, Одесса, жемчужина у моря" я просто не выношу.
Казалось бы, у нас с Одессой нет никаких точек пересечения.

Но вышло всё не так. Короче, с первых часов в этом городе меня обуяла самая настоящая эйфория, которая до сих пор ещё не выветрилась. Так же было после посещения Петербурга, и это неудивительно - Питер и Одесса похожи, как старший брат и младшая сестра. Но лично мне Одесса понравилась больше - своей теплотой.

2. В Одессе мы сняли квартиру в старом доме на улице Бунина, недалеко от Соборной площади. В каждом тру-отчёте об Одессе должен быть дворик - вот вам, мы здесь жили (машина не наша):


3. Дом состоял из коммуналок и одной однокомнатной квартиры, которую мы снимали. По словам хозяина, этот дом - ровесник Одессы. Преувеличение, конечно, но подъезд тут точно не менялся с царских времён - посмотрите на эти мраморные ступени, отполированные сотнями ног:


4. Настоящая Одесса оказалась очень далека от стереотипного образа легкомысленного города-праздника, распространяемого эстрадными юмористами, блатными песнями и современными путеводителями. Но если вы хотите увидеть именно такую Одессу, её экспортную, упрощённую версию для массового пользователя, то вы её увидите. Если не хотите - то увидите другую Одессу. Или ещё какую-нибудь. Она очень разная, Одесса, у неё есть всё, на любой вкус, и поэтому она понравится каждому.


5. Если вы собираетесь посетить Одессу впервые, то вот мой совет - выбросьте из головы этот эстрадно-юмористический бэкграунд. Воспринимайте Одессу так, как будто никогда ничего не слышали о ней.


6. Купола Спасо-Преображенского собора. Звон его колоколов будил меня утром.


7. На Соборной площади самая большая концентрация торговцев сувенирами и художников-карикатуристов. На ней же стоит памятник М.С. Воронцову, генерал-губернатору Новороссии. При нём отбывал свою одесскую ссылку Пушкин, правда, поэт и губернатор не ладили.


Пушкину тоже есть необычный памятник-фонтан, но я подходил к нему оба раза в сумерках и не заснял. Что интересно, Пушкин жил в Одессе, когда ей не было и тридцати, а сам он был младше её всего на пять лет. Ему удалось так написать о ней в "Отрывках из путешествий Онегина", что эти слова актуальны и по отношению к современной Одессе:
Я жил тогда в Одессе пыльной...
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый...

8. В Одессе можно фотографировать каждый перекрёсток.


9.


10. В этом, увы, полуразрушенном доме когда-то размещалась кондитерская Либмана, лучшая в городе.


11. Сейчас в Одессе тоже есть хорошая кондитерская киевской фабрики "Рошен", неподалёку от дома Либмана. Цены там копеешные, но до того огромный ассортимент, что я оставил у них 100 гривен. Это механическая витрина, вид изнутри:


12. Кирха.


13. Одесский киоск.


14. В каком-то вузе происходила церемония зачисления.


15. Ещё один двор.


16. Зелёный дом.


17. На бульваре, носящем имя Жванецкого (которого, я, кстати, тоже не люблю), памятник апельсинам, в 1800 году доставленным в качестве подарка императору Павлу, чтобы тот не останавливал спонсирование строительства одесского порта. В центре композиции - сам Павел.


18. Настенная фреска, в лучших белорусских традициях. Ограда принадлежит Шахскому дворцу.


19. С Тёщиного моста открывается вид на одесские кварталы сверху. Почему Тёщин? По городской легенде, его построил секретарь обкома Михаил Синица, чтобы удобней было ходить в гости к тёще. Никого не волнует, что мост был построен в 69 году, а тёща Синицы умерла в 41-м.


20. Если бы меня попросили персонифицировать Одессу, то я бы представил её так - симпатичная девушка сидит на высоком берегу и глядит на порт.


21. Колоннада Воронцовского дворца напоминает колоннаду питерского Казанского собора.


22. Только в Питере колонны не были изрисованы автографами.


23. Лев у Воронцовского дворца лишён нижней челюсти.


24. Дворняги. Могла бы получиться копия фотки из Севастополя, если бы псине не приспичило почесаться.


25. Так начинается Приморский бульвар.


26. Бульвар тянется вдоль берега, но моря с него не видно. Потому что море закрыто рекламой с изображением моря.


27. Памятник дюку де Ришельё, одесскому градоначальнику, предшественнику Воронцова на посту новороссийского губернатора. Для Одессы памятник Дюку - то же, что Медный всадник для Питера или Минин и Пожарский для Москвы, к тому же последние двое сваяны тем же, что и Дюк, скульптором - Иваном Мартосом. После возвращения в Екатеринбург, почти каждый из моих знакомых спосил: "Ну что, посмотрел на дюка с люка?" Отвечу и здесь: не посмотрел.


28. Классический вид с Потёмкинской лестницы на море. В основе композиции морвокзал и гостиница "Одесса". Несмотря на то, что лестница в общем-то не так уж и велика, она является центральным стержнем, позвоночником Одессы. Кажется, что без неё город расплылся бы по берегу, как выброшенная прибоем медуза.


29. От Дюка кажется, что морвокзал с гостиницей близко, но это обманчиво. Идти там прилично, по пути можно хорошо обозреть одесский порт. Хоть я и равнодушен к морю, порты люблю - есть в них какая-то героическая романтика (романтическая героика?). Тем не менее, я про порты писать не умею, но вот ссылка на хороший рассказ.


30. И площадь перед морвокзалом, что кажется компактной с вершины Потёмкинской лестницы, оказывается огромной.


31. На площади стоит работа нашего земляка Эрнста Неизвестного, причём далеко не лучшая работа этого неоднозначного художника. Я прозвал её "Разрыв матки".


32. Вон как далеко до Потёмкинской лестницы (она скрыта за сценой, поставленной ко дню города).


33. Гостиница "Одесса". На крыше есть смотровая площадка, но вот я узнал про неё уже когда вернулся домой.


34. Венчает этот огромный пирс церковь, похожая на мечеть.


35. На стенах церкви коллекция мемориальных досок.


36. Пароходу "Адмирал Нахимов".


37. Генералу Швыгину и морякам-китобоям.


38. Среди пришвартованных яхт купался барбос. Хозяин терпеливо ждал на берегу.


39. Красивая скульптура жены моряка.


40. А вот та самая сцена. Примечательна тем, что на ней нет ни слова по-украински, несмотря на официальный статус праздника. Даже в Севастополе украинский язык встретить легче, чем в Одессе.
Как бы ни верещали националисты, Одесса, конечно, не украинский город. Но и не русский. И не еврейский. Одессу вообще невозможно подогнать под одну национальность - это город абсолютно космополитичный.


Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий